Маркировка ювелирных изделий: клеймение и пробирование

Ювелирные изделия, производимые из драгоценных металлов и камней и предназначающиеся для торговли, согласно требованиям законов России, отмечаются пробирным клеймом и именником завода или фабрики производителя.

  • Проба – стандартизированное числовое выражение драгоценного металла, содержащегося в ювелирном сплаве.
  • Именник – это зарегистрированное в установленном отраслевыми правовыми актами порядке клеймо (оттиск), которое наносит на ювелирное изделие его завод производитель.
  • Пробирное клеймо – это особая отметка, которая чеканится либо наносится другим немеханическим способом на ювелирное изделие.

Клеймение и пробирование.

Нанесение пробирного клейма – прерогатива государственной пробирной инспекции – органа исполнительной власти, который управомочен реализовывать функции пробирного надзора. Иными словами, пробирное клеймо является своеобразным знаком качества и гарантии соответствия, удостоверяемым государством.

Пробирное клеймо обладает структурой, включающей в себя несколько неотъемлемых элементов:

  • шифра пробирной инспекции;
  • знака пробирного удостоверения;
  • числового выражения пробы драгоценного металла.

Клеймо пробирной палаты
1 — Шифр государственной инспекции пробирного надзора
2 — Знак пробирного удостоверения
3 — Цифровое обозначение пробы драгоценного металла

Эти элементы проставляются одним изображением либо наносятся независимо друг от друга.

Шифры пробирных инспекций обозначаются большими буквами российского алфавита. Например, «А» – Северная, «М» – Центральная. Всего в России насчитывается 18 территориальных пробирных органа. Таким образом, для каждой пробирной инспекции предусмотрена своя буква. Каждый год буква меняется.

Существует два наиболее распространенных знака пробирного удостоверения на территории Российской Федерации. Первый является изображением скрещенных серпа и молота, вписанным в пятиконечную звезду. Такой символ ведет свою историю с 1958 г. Сегодня он практически не используется хоть и не запрещен на законодательном уровне. Вторым является изображение правого профиля женской головы в традиционном головном уборе –кокошнике. Этот символ утвержден в России в 1994 г. и на сегодня имеет наибольшее распространение.

Именник завода производителя.

Именник – это особый знак предприятия производителя, наносимый на ювелирные изделия.

Структура именника

Именник
1 – шифр года
2 – шифр Госинспекции Пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель
3 – шифр изготовителя

Именники появились в Советском Союзе и сначала являлись едиными. С 1936 года каждое предприятие, выпускавшее ювелирные изделия, получает собственный уникальный именник.

С 01.01.2000 года именник любого предприятия-изготовителя в нашей стране определяется по унифицированной формуле. Это особое буквенно-цифровое обозначение. Оно содержит в себе определенные сведения:

  • год выпуска изделия;
  • государственная инспекция, на спец учете которой состоит изготовитель;
  • уникальные идентификационные символы.
  • Совокупность символов именника заключается в особый контур.

    Именник каждого завода производителя подлежит обязательной регистрации и утверждению. Согласно нормам действующих законов и подзаконных актов, эта обязанность возложена на пробирные палаты в соответствии с территориальной подчиненностью. Это обычная процедура. В то же время именник предприятия может утверждаться и регистрироваться любой пробирной палатой независимо от места ее расположения.

    За первоначальную регистрацию именника, а также за его ежегодную перерегистрацию взимается установленная государственная пошлина.

    Фабрике или заводу может быть отказано в перерегистрации именника. Чаще всего это бывает связано с некачественным выполнением технических требований при подачи необходимых документов и иных материалов в соответствующую пробирную палату.

    Именник проставляется на невидимой глазу внутренней стороне или на элементе замка ювелирного изделия. Это делается для того, чтобы не портить «товарного» вида украшения. Взглянув на конкретный именник, специалист сможет точно определить кем и когда выпущено данное ювелирное изделие.

    Отраслевые правовые акты.

    На сегодня все правоотношения в сфере маркировки, клеймения и пробирования ювелирных изделий регламентируются тремя нормативно-законодательными актами:
    Федеральный Закон РФ от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» актуальная редакция от 02.05.2015 г.;

    Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55;

    Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 г. N 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов».

    Эти нормативно-законодательные акты декларируют точные определения и порядок проведения мероприятий по клеймению и пробированию ювелирных изделий.

    Когда покупатель приобретает золотые украшения ему следует обязательно перепроверить существование вышеописанных элементов, подтверждающих их качество и законность производства. Именник и пробирное клеймо должны иметь правильные геометрические очертания и быть читабельными. Особую осторожность и внимательность следует соблюдать при приобретении иностранных ювелирных изделий, произведенных за пределами территории России. Если пренебречь этим простым правилом, то существует большой риск стать жертвой мошенников и вместо настоящей драгоценности стать обладателем блестящей безделушки.